Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 06.07.2025, 02:36

Сайт Ларисы Столбовой

Меню сайта
Категории раздела
Методические разработки [4]
Видео [7]
Общественная деятельность [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 59
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Методические разработки

Конспект по сказкам

Конспект  урока по литературному чтению
3 класс
ТЕМА: «Волшебные сказки».
ЦЕЛЬ: Обобщить  знания  учащихся по  теме: «Волшебные сказки».
ЗАДАЧИ:
1.Учить различать виды сказок, выделять особенности волшебных сказок, характеризовать героев, следовать за сюжетом сказки согласно схеме.
2.  Развивать уме­ние внимательно следить за процессом развития сюжета сказок, развивать память, образное мышление, воображение, речь.
3. Воспитывать интерес к русским народным сказам.
Оборудование: логико-смысловая модель «Волшебные сказки». Все понятия прикрепляются к основе по мере обсуждения (в ходе урока идет постоянная работа с моделью). Иллюстрации к сказкам о животных разных художников, фрагменты музыкальных произведений.
1.Знакомство с литературным произведением. (Смотрим на стрелку № 1).
Выводим определение. Рассказ - это произведение, в котором сообщаются подлинные, дейст­вительно бывшие события. Рассказ или повесть имеют одного автора, и менять что-либо в них строго запрещено.
Сказка - литературное произведение, где рассказывается о чем-то не­обыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка полу­чила свое название от слова сказ. Сказ - это устный рассказ, повествование, со­общение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют хорошо рас­сказывать сказки называют сказателями).
Чем же были  интересны сказки для наших далеких предков? (Смотрим на стрелку №1).
Сказки далеких предков. В сказках предки передавали свое представление о мире: не умея объяснить почему меняются времена года, почему день сменяется но­чью, почему летом дни долгие, а зимой короткие, не могли они объяснить от­куда появились люди, животные, почему возникают грозы, солнечные затме­ния и т.д. Догадываясь, что животные появились раньше людей, наши предки приписывали им человеческие качества.
 Сказка также была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храб­рых защитников. Так в сказках появились животные, птицы и даже рыбы, которые помогают людям. Вспомните Сивку-Бурку, Серого волка, Щуку, которая выполняет желания Емели. Сказка не только интересна своей замечательностью, она помогала в долгие зимние вечера снимать усталость, когда вся семья при свете лучины трудилась.  Вы хорошо знаете это по себе. Если вам что-то интересно, то даже трудная и неинтересная работа выполня­ется быстрее и легче. Кроме того, в сказке много смешного и веселого, а ве­селье дает бодрость.
История возникновения сказки. Когда возникла сказка?
Сказки возникли много тысячелетий назад, когда люди добывали пропитание  охотой и рыбной ловлей, во времена, когда люди  делали первые  попытки приручить некоторых животных: лошадь, корову, овцу, свинью. А в дом себе взяли служить только кошку и собаку. Наши предки слагали сказки только о знакомых животных и тех, на которых они охотились. Но оружие для охоты у них было слабое, и, поэтому, люди придумывали какие-то волшебные вещи, которые помогали выживать, лучше охотиться, легче добывать пропитание. Иногда это были чудесные животные, помогавшие тем, кто попал в беду или в чем-то нуждался.
2.Виды сказок. (Смотри на стрелку №2).Какие виды сказок, ребята, вы знаете? Если дети затрудняются ответить на этот вопрос можно зачитать отрывки из  бытовых сказок, волшебных, сказок о животных. В чем отличие этих видов сказок?
            3.Особенности сказки о животных. (Смотри на стрелку №3).
Что же сказочного и  необыкновенного происхо­дит в сказках о животных? В I классе на уроках чтения вы знакомились со сказ­кой «Лиса и тетерев». Вспомните героев этой сказки? Если вы забыли, то   мои вопросы  помогут вам вспомнить.
  1. Что задумала лиса, увидев на дереве тетерева?
  2. Как она пыталась его обмануть, зачем?
3.О каких указах она говорит? (Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться. На дереве лиса тетерева достать не могла, а в поле могла поймать и съесть).
4.Поверил ли ей тетерев и как он себя повел? (Умный тетерев ей не пове­рил и только посмеивался).
5.  Почему лиса   убежала? (Она испугалась собак и охотника).
6.Что же сказочного, необычного в этой истории?
7 Могут ли птицы и звери разговаривать друг с другом и даже понимать насмешку, иронию? Чем здесь звери похожи на людей? Могут разговаривать. Они как бы очеловечены.
Вспомним сказку «Колобок» и найдем в ней фантастическое? Если вы затрудняетесь, то подумайте и ответьте на мои вопросы:
  • Может ли   колобок (булочка) разговаривать, даже петь?
  • Могут ли различные звери понимать песенку колобка?
  • О чем поет колобок? Почему звери ему поверили? (Колобок хвалится, что он очень умен, ведь он убежал от людей - бабушки и дедушки. Звери уди­вились и поэтому не тронули его).
  • А почему лиса сумела съесть колобок?
Он так расхвастался, так уверился в своей ловкости, что стал неосторо­жен. Лесть лисы его очаровала, и он погиб. Значит, в сказке волшебным являет­ся то, что булочка поет, хвалится, разговаривает, как человек, и дикие животные понимают его речь, удивляются его сообразительности, храбрости, совсем, как люди. Могут ли звери разговаривать с хлебом, булкой или пирогом? Как мы назовем такое? Да, это выдумка, фантазия, воображение.
Какой же вывод мы можем с вами сделать после рассмотрения этих
сказок?
Сказка - это литературное произведение, где обязательно присутствуют что-то необыкновенное, выдумка, то, чего не бывает на свете. Герои сказок - животные ведут себя, как люди.
4.Герои сказок и их портреты. (Смотри на стрелку №4).Сейчас я вам прочитаю сказку «Заячья избушка» (На доске висят иллюстрации Ю. Васнецова к этой сказке).
«Жил-был в поле зайчик. Пришла зима. Он построил себе избушку лу­бяную, из коры дерева. Жила в лесу лиса. Когда пришла зима, лисонька замерз­ла и увидала избушку зайца. Она захотела себе тоже построить дом, но не ма­ленькую, бедную деревянную избушку, а красивый дворец. Построила она его из ледяных глыб. На солнышке зимой дом лисы переливался всеми цветами ра­дуги. Но пришла весна. Горячие лучи солнца растопили лед, и растаял дом ли­сы».
Ответьте на  вопросы:
  • Назовите героев этой сказки ?
  • Кто  из какого материала построил себе дом?
  • Чей дом красивее, а чей прочнее?
  • Что случилось весной с домом лисы?
  • Почему зайка не побоялся лисы и пустил ее в свой дом?
  • Чем отплатила лиса за гостеприимство?
  • К кому обратился заяц за помощью?
  • Почему каждый зверь вначале обещал помочь, а потом не выполнил обе­щание? (Все звери, которые обещали помочь, были сильнее лисы, но когда та кричала, что разорвет их на части и разбросает куски по закоулочкам, защитни­ки решили с ней не связываться и обманули зайку).
  • Почему слабый петушок не побоялся лисы? (Петушок слаб, но находчив, умен. И к тому же у него под крылом острая коса, и он громко объявляет, что этой косой зарубит лису. Твердость в голосе петуха, повторение своей угрозы дают лисе уверенность, что он действительно может причинить ей вред).
Главная мысль этой  сказки? Не всегда сильный захочет помочь слабому в беде. Он живет по пословице «Своя рубашка ближе к телу». Не стоит ввязываться в истории, так спокойнее. С другой стороны, слабый, но умный может быть верным другом. Кого мы назовем главными героями сказки? Второстепенными? (стоящими на втором плане). Кто из героев играет в сказке положительную роль? (совершает добрые дела) Отрицательную? (обижает своими поступками)
5.Народные сказки. (Смотрим на стрелку № 5).А теперь подумайте, почему некоторые сказки называются народными? Выслушав предположения детей можно уточнить понятие «народные сказки».
 Народная сказка - это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. Как она создавалась? В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-нибудь человек, охотник или рыбак с богатым воображением начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Он говорил не только о том, что было на са­мом деле, но и преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили еще раз рассказать. Кто-то из слушателей запомнил его историю, но не все подробности. Через 10-15 лет один из слуша­телей в такой же ненастный вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно, как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее новые элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому- то мы, беря в руки сборник народных сказок, находим там много похожих вариантов.
В сказке «Лиса и заяц» зайка просит помочь выгнать из избы сначала собаку, потом барана, затем петуха, а в аналогичной сказке «Заячьи слезы» зай­ка зовет на помощь волка, медведя и петуха, который один ему помогает. Та­ким образом, каждая сказка стала творчеством многих людей, целого народа.
Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что роди­лась тогда, когда люди еще не умели её записывать, да и потом, с создани­ем письма 80% населения были неграмотны и не могли читать.
6. Схема построения сказки о животных. (Смотрим на стрелку №6)
Как же строится сказка о животных?
В сказке о животных рассказывают только об одном каком-то событии: колобок убежал из дому и встретился со зверями, лиса и заяц построили из­бушки, но лиса выгнала зайку, а петух его спас. Сюжет сказки строится как цепочка событий.
В сказках о животных важную роль всегда играют разговоры, диалоги (разговор двоих) между зверями. В «Колобке» и в сказке «Лиса и заяц», кроме разговоров есть песенки. В сказке главный герой три раза (троекратные повторы) встречается с кем-то и только потом происходит главное событие: лиса съедает хвастунишку колоб­ка, петух выгоняет лису из дома зайки и т.д. Также, от встречи к встрече,  происходит  усиление  образа героев.
7. Особенности языка народной сказки о животных. (Смотрим на стрелку №7). Язык народной сказки тоже особенный. В ней звери не просто названы, а имеют прозвища: муха-горюха, комар пискун, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, петушок-золотой гребешок.
Вторая особенность языка народной сказки о животных – все они назы­вают героев ласково: не заяц, а зайка, зайчик; не лиса, а лисонька, кума-лиса, Патрикеевна.
8.Связь с искусством.  (Смотрим на стрелку №8).
Литература. Посмотрим на плакат с надписью: Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. На нем слова А.С. Пушкина. Почему Пушкин сказал, что в сказке ложь? Что волшебного, сказочного в сказке «Лиса и заяц»? (Звери живут не в норах, а строят себе дома, как люди, даже с печкой. Звери разговаривают как люди. Звери и поступки совершают как люди: пообещают да обманут). Является ли народная сказка литературным произведением? (ответы детей)
Отражение в живописи. Мы с вами рассмотрели несколько сказок о животных, а теперь посмот­рим на рисунки художников. Что в рисунках Е. Рачева помогает понять вол­шебные свойства сказки? Обратите внимание на костюмы. У Е. Рачева: все зве­ри одеты в старинные русские костюмы: лиса в сарафане, волк в кафтане, зайка, выгнанный из дома, идет с котомочкой (заплечным мешком), как нищий. А вот рисунки художника Ю. Васнецова. Чем они отличаются? У кого звери больше похожи на настоящих? (У Е. Рачева).
А на кого похожи звери у Ю. Васнецова? (Учитель показывает глиня­ную вятскую игрушку).
Да, звери у Ю. Васнецова игрушечные. Это не случайно. Он родился и вырос в городе Вятке, который славился глиняными игрушками, героями кото­рых часто и были сказочные персонажи. Каких еще художников, рисующих иллюстрации к сказкам вы знаете? (ответы детей).
Музыка. Можно ли при помощи музыки передать характер животных-героев сказок? Какие музыкальные произведения  вы знаете?  Кто их создал? (Прослушать)
Итог урока. Что нового вы  сегодня узнали? Закрепление материала по определениям логико-смысловой модели.
 
 

Построение и использование логико-смысловой модели  «Мир сказок»
на основе дидактической многомерной техно­логии В. Э. Штейнберга
 
                                                              Выполнила: учитель
начальных классов
г.Белебея
МАОУ СОШ №15
Столбова Л.А.
 
2012г.
Категория: Методические разработки | Добавил: laristolbova (22.01.2017)
Просмотров: 1131
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025
    uCoz