Статистика |
---|
Онлайн всего: 3 Гостей: 3 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Калейдоскоп профессий
Внеклассное мероприятие «Калейдоскоп профессий» по ЛСМ
2г класс, Столбова Л.А. 18.03.14
Ход занятия
Тема:«Калейдоскоп профессий».
Задачи занятия: систематизировать знания детей о профессиях и людях труда; показать детям, что мастерство и профессионализм можно достичь старанием и учебой, показать роль семьи в формировании здорового отношения к труду, развивать речь детей и их творческие способности, воспитывать уважение к трудолюбивым, целеустремлённым людям, формировать культ здорового отношения к труду и людям труда.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что надо уважать тех, кто трудится, узнать больше о профессии своих родителей и профессиях вообще, учиться самостоятельно формулировать выводы, наблюдать и оформлять свои наблюдения.
Оборудование. У учителя — проектор, ноутбук, запись музыкальной заставки по теме, презентация и видео-ролики об экскурсиях класса, работе родителей, выставка книг, рисунков, графическое изображение ЛСМ(логико-смысловой модели).Разноцветные камешки для оценивания.
Форма проведения: внеклассное мероприятие, занятие с применением ЛСМ.
Ход урока
1.Организационный момент.
На слайде надпись:
Не профессия выбирает человека, а человек профессию.(Сократ.) Прочитайте высказывание великого философа Сократа, подумайте, о чем мы сегодня будем говорить на нашем занятии?(о труде, уменье, мастерстве, профессиях)
Определение темы и цели урока
Учитель: Как вы думаете, много ли существует профессий? Много, стоит лишь оглянуться и мы увидим вокруг круговерть профессий -калейдоскоп, переносном смысле — быстрая смена явлений, лиц, событий. Давайте, определим тему нашего занятия.
Открыть тему на ЛСМ «Калейдоскоп профессий»-фрагмент слайда.
- Поставьте цель занятия.
Цель: -усвоить, что выбор профессии зависит от желания, возможностей и способностей, востребованности в обществе;
- узнать о профессиях своих родителей и профессиях, которые нас окружают;
Сегодня занятие будет необычным. Оно будет построено с опорой на ЛСМ(логико-смысловую модель). Рассмотрите её на доске. В центре модели-тема. От темы отходят 8 лучей-направлений по которым мы будем работать(они пронумерованы К1,К2 и т.д.). На каждом луче мы будем отмечать координаты в соответствии с полученными новыми знаниями, на лучах -координаты или узелки -это ключевые слова или понятия которые помогут нам сделать правильные выводы.
В конце занятия вы оцените свою и мою работу.
К1. Введение. Давайте узнаем историю, как же появились профессии? (видео-фрагмент мультфильм "Калейдоскоп профессий").
Узелок1. История. Ответьте: было ли у древних людей разделение труда на профессии? Почему? Когда возникли профессии?
Узелок2. Вы часто говорите: вырасту-стану директором. Что это за профессия-директор, хотите узнать? Сейчас мы посмотрим ещё один фрагмент, где старший брат разговаривает с младшим, и много чего объясняет. Давайте посмотрим, а затем ответите на мои вопросы.
Значение выбора профессии в жизни человека? (видео-фрагмент 2)
Узелок 3.Давайте сделаем вывод и дадим определение термину "профессия"
Профессия - род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять определенный вид работ.
Профессия- это работа, которую выполняет человек продолжительное время или всю свою жизнь.
Профессия- это занятие, которое приносит человеку материальное благополучие.
Задание детям: попробуйте догадаться какое слово, обозначающее профессию пропущено.
Плохой … (пастух), который к волчьему вою глух.
У хорошей … (доярки) корова маслом доится.
Хорош … (садовник), хорош и крыжовник.
Мы рассмотрели 1 координату, узнали что такое профессия, значение овладением профессией, историю возникновения профессий.
Переходим к следующей координате. Как мы могли представить ту или иную профессию?
Увидев её собственными глазами? С этой целью проводятся экскурсии на производство.
К2. Экскурсии на производство
Давайте вспомним, на каких экскурсиях мы с вами были: (библиотека, пожарная часть, типография.)
Для этого отгадайте загадки.
Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... пожарный?
Вспомните некоторую терминологию и ответьте на вопрос: для чего пожарным рукава? (чтобы не обжечь руки? чтобы с их помощью тушить пожар? другой ответ?)
В книжном море он бескрайнем
Настоящий капитан.
Отыскать любую книжку
Помогает быстро нам!(Библиотекарь.) Вспомните некоторую терминологию и ответьте на вопрос: (что такое абонемент?, карточка, для занесения туда информации о читателе? место в библиотеке, где происходит выдача книг? другой ответ?)
Блиц-опрос:
1. Первопечатника на Руси звали...(Иван Фёдоров)
2.Он изобрел первый....(печатный станок)
3. Сегодня современные книги, газеты и журналы печатают в...(типографии)
смотрим фрагмент нашей экскурсии, а затем вы называете несколько профессий(специальностей) с которыми мы встретились в типографии.
Верстальщик, инженер, дизайнер, крановщик, издатель, редактор, корреспондент, маляр, шофёр, переплётчик.
Мы рассмотрели вторую координату и перезодим к 3.
К3.Говорящие фамилии Бондарев, Расковалов. Рассказ о своих фамилиях.
Узнать какие-то подробности о жизни своих предков, заглянуть в прошлое не так просто. Восстановить свою родословную сегодня может далеко не каждый. Тем интереснее выяснить «корни» своей фамилии. А если эти корни связаны с профессиональной деятельностью- это ещё интересней. Давайте послушаем ребят, у которых фамилии говорят сами за себя.
Кем был твой прадед на Руси?
Свою фамилию спроси!
Есть в каждом классе Кузнецов,
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярёва дёготь – гнал,
В дегтярне горбил спину.
Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
Но прадед был из столяров,
Он мастером был, прадед.
С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи,
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись, и ты увидишь в них
Историю России. (Г.Граубин)
Рассказ учеников Бондарева и Расковалова о своих фамилиях.
К4. Это интересно. Проведем анкетирование в классе и выясним-какая профессия была востребована в прошлом и какая в настоящем.
По результатам анкетирования выяснилось.... В прошлом дети хотели стать: космонавтами, военными, лётчиками, врачами, педагогами. В настоящем: экономистами, банкирами, юристами, бухгалтерами, артистами.
Анкета:
1.Ф.И.ребенка_____________________________________________________
Кем ты мечтаешь стать, когда станешь взрослым?______________________
__________________________________________________________________
2.Есть ли "семейные династии?" Если есть, то в какой профессии и кто из членов семьи состоит в династии. Опишите подробно на отдельном листочке.
3.Год рождения мамы. Кем хотела в детстве стать мама?_________________
_________________________________________________________________
Какой профессией владеет мама в настоящее время?_____________________
__________________________________________________________________
4. Год рождения папы. Кем хотел в детстве стать папа?__________________
__________________________________________________________________
Какой профессией владеет папа в настоящее время?_____________________
__________________________________________________________________
5. Имеются ли награды за трудовые достижения в вашей семье(родители, бабушки, дедушки и т.д) Какие?
__________________________________________________________________
Мы рассмотрели 4 координату, узнали и сравнили статистические данные по результатам анкетирования.
Переходим к следующей координате. О какой профессии мы лучше всего знаем? О профессиях своих родителей? Дома мы слышим разговоры о том, как прошел день у мамы и папы, забегаем к ним на работу и видим всё собственными глазами.
Но, наверное, вам очень интересно узнать, а где работают родители ваших одноклассников? И сегодня нам предоставляется такая возможность.
К5. Профессии родителей.
1.Слово предоставляется Прокофьевой Наталье Владимировне.(начальник Ж/Д) Назовите свою профессию? Выбор вашей профессии был случайным или осознанным? Расскажите немного о том, что вы делаете? Вопросы детей? (сколько лет вы работаете на железной дороге? нравится ли вам Ваша работа? хотите ли видеть своих детей продолжателями вашего дела?)
2.Посмотрим видео-ролик. Ребята, вы догадались кем работает мама Арины? Как называется эта профессия?
3.Слово предоставляется Михальчук Ольге Петровне (педагог-дефектолог) Посмотрим видео-ролик. Расскажите немного о своей профессии. Вам нравится ваша работа? Выбор вашей профессии был случайным или осознанным? Что бы вы хотели пожелать ребятам? Вопросы детей?
4.Посмотрим видео-ролик о Бондаревой Наталье Вячеславовне. (детская мед.сестра). Ребята, вы узнали эту профессию? Кто очень хорошо представляет себе эту профессию? А почему вы её себе так хорошо представляете? Нужна эта профессия людям? Кто из вас хотел бы выбрать для себя эту профессию?
5. Вопрос к девочкам: кто бы из вас хотел, чтобы мама была парикмахером и делала вам красивые прически?(поднимают руки). А вот Эвелине очень повезло и мы можем в этом убедиться. Эвелина, покажи свою причёску... Скажи, часто ли мама тебе делает прически? Нравится ли тебе? Наряду с профессионалом -парикмахером, сегодня у нас в гостях Климачева Гузель Фанусовна, которая тоже делает прически своей дочке Насте. Просим вас. Покажите своё мастерство. И у нас в гостях Хуснутдинова Инна Муллагалимовна, которая модно стрижет своего сына Данила. Просим Вас выйти и продемонстрировать своё искусство. Ребята, уважаемые гости, оцените, пожалуйста, степень мастерства мам-любителей. По пятибальной системе, какую бы вы им поставили оценку? Мамы, что бы вы хотели пожелать ребятам?
6. Посмотрим видео-ролик о Столбовой Оксане-профессия переводчик.
Мы рассмотрели 5 координату, увидели профессии своих родителей, узнали о них что-то новое. Переходим к следующей координате.
К6. Профессиональные качества. Каждому человеку, чтобы быть профессионалом, мастером своего дела, нужно обладать разными качествами. Сейчас вы выполните задание: перед вами лежат листочки, где написаны качества, необходимые человеку, чтобы стать мастером своего дела, профессионалом. Выберите необходимые на ваш взгляд качества, отметьте. Давайте обсудим. Обсуждение. Вывешиваются на доску слова-узелки: трудолюбие, настойчивость, старательность, усердие...
Мы рассмотрели 6 координату, доказали что мастеру необходимы профессиональные качества. Переходим к следующей координате.
К7. Семейные династии. Недаром говорят: Дерево сильно корнями, а человек родом.
Корень род, объединяет в себе много теплых слов: родители, родня, Родина. Кем бы мы стали, если бы нас в детстве и юности нас не направляли родные для нас люди? Порой и твой выбор профессии зависит от профессии твоих ближайших родственников. Таким образом рождаются семейные династии.
Сколько есть в мире профессий, столько и династий. Каких только династий не существует! Нефтяники и шахтеры, механизаторы и учителя, артисты и архитекторы... В чём секрет трудовых династий? Может быть, в стремлении прославиться, стать значительным и состоятельным, или выбор профессии случаен, и определяется потребностью в кадрах того места, где живет человек?
Династия учителей – это особая тема. И у нас в гостях бабушка Прокофьева Романа- Едиханова Тамара Павловна представитель семейной династии. Слово Вам, Тамара Павловна. Это почетный работник образования России, отличник образования Республики Башкортостан, рассказ, показ слайдов. Вопросы детей.
К8. Связь с искусством. Издавна человек уважал и прославлял мастеров своего дела, профессионалов и старался запечатлеть их в искусстве: литературе, скульптуре, живописи. Рассмотрим связь с литературой. Вы читали произведения разнообразных жанров о людях труда, об этом свидетельствует наша выставка. А я хочу проверить ваши знания пословиц и фразеологизмов по данной теме. Отвечайте на мои вопросы...
Литература
■ Закончите известную русскую пословицу: «Терпенье и труд всё ...»:
А. Разотрут. В. Перетрут.
Б. Оботрут. Г. Притрут.
■ Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека…»?
А. Парикмахер. В. Гримёр.
Б. Маникюрша. Г. Труд.
■ Как работают лентяи?
А. Подняв воротник. В. Спустя рукава.
Б. Расшнуровав ботинки. Г. Расстегнув пуговицы.
■ Закончите русскую пословицу: «Будешь лениться – узнаешь…»
А. Кнут. В. Директора.
Б. Голод. Г. Наслаждение.
■ Откуда не вытащишь рыбку без труда?
А. Из аквариума. В. Из морозилки.
Б. Из пруда. Г. Из пеликана.
■ Как говорят о маленькой зарплате или стипендии?
А. Котята намяукали. В. Кошка намыла.
Б. Кот наплакал. Г. Коту на сапоги.
■ Кто кого, согласно русской пословице, видит издалека?
А. Пчеловод пчеловода. В. Рыбак рыбака.
Б. Охотник охотника. Г. Астроном астронома.
■ Как заканчивается русская пословица: «Один в поле ...»?
А. не пахарь. В. не футболист.
Б. не воин. Г. не агроном.
■ Вставьте профессию в русскую пословицу: «У семи … дитя без глазу»:
А. Учителей. В. Нянек.
Б. Окулистов. Г. Тренеров.
■ Кем, согласно русской пословице, является человек для своего счастья?
А. Портным. В. Кузнецом.
Б. Укротителем. Г. Программистом.
■ Какого профессионала, согласно русской пословице, «кормит сеть»?
А. Телевизионщика. В. Электрика.
Б. Web-мастера. Г. Рыбака.
Рассмотрим следующий узелок - Скульптура. Узнайте представителей профессий (художник,фотограф,электрик,первопечатник,рабочий и колхозница)
Живопись.(Жнец,хлебороб)
Мы рассмотрели все координаты-узелки на нашей ЛСМ. О чём мы узнали? Выполнили мы поставленные цели? Вам понравилось занятие?
Оцените свою работу, своё настроение...-возьмите камешек того цвета, который соответствует вашему настроению.
Оцените мою работу. (устные высказывания детей)
|
Категория: Методические разработки | Добавил: laristolbova (31.01.2017)
|
Просмотров: 535
|
|
|