Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Особенности языка литературной сказки
Конспект урока
3г класс, Столбова Л.А.
Тема: «А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Особенности языка литературной сказки.»
Цель: Раскрыть обучающимся особенности языка литературной сказки. Раскрыть образы при помощи средств искусства.
Задачи занятия:
а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра;
б) отметить языковые особенности литературной сказки;
в) отметить отличие литературной сказки от народной;
- работать над навыками выразительной речи;
- учить работе с текстом;
- закрепить литературный термины «жанр».
Планируемые достижения учащихся: усвоить особенности «Сказки о царе Салтане», узнать новые сведения из биографии Пушкина, учиться самостоятельно формулировать выводы, наблюдать и оформлять свои наблюдения.
Оборудование. У учителя — проектор, ноутбук, запись музыкальных фрагментов Римского -Корсакова, фрагменты худ.фильма «Сказка о царе Салтане», презентация, графическое изображение ЛСМ(логико-смысловой модели). У обучающихся: шкала самооценки, карточки с заданиями.
Методы: анализ сказки; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся.
Форма проведения: урок с применением ЛСМ.
Ход занятия
1.Организационный момент.
1.Я напомню вам одну историю. Послушайте и ответьте: о ком идет речь?
Встречали новый год. Шум, радостные крики и музыка разбудили годовалого мальчика. Он выбежал к гостям и его мать сказала: «Это человек нового века». О ком эти слова?- об А.С.Пушкине.
2. Что было особенного в тот Новый год? -Начало нового 19 века.
3. Вспомните, в каком году родился А.С.Пушкин? (1799г. 6 июня- умер 8 февраля 1937г.).
4.Вспомните, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем? Великие русские писатели.
5. Почему творчество А.С.Пушкина мы изучаем первым в этом большом разделе? (писал такие произведения, которые спустя много лет также легко читаются, учатся наизусть- великие творения )
О чем-то скрипнет половица,
И спице опять не спится;
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка…
6. Так о чем сегодня мы будем говорить на уроке? О Пушкине и его сказках.
Открывается Центр ЛСМ. Тема:А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане. Полное ли название сказки записано на доске? Как полностью называется сказка...
Кто-то из вас может со мной не согласиться. Сказку мы прочитали, на вопросы отвечали, узнавали значение неизвестных слов, посмотрели мультфильм, рисовали иллюстрации, составляли кроссворды. Что же ещё нужно?
Что же мы сегодня будем делать на уроке? Закреплять, узнавать что-то новое об этой сказке. Итак, цель нашего урока: отметить языковые особенности литературной сказки, узнать что-то новое о создании этой сказки. Работать мы будем по ЛСМ. Напоминаю, как по ней работать... В центре модели-тема. От темы отходят 8 лучей-направлений по которым мы будем работать (они пронумерованы К1,К2 и т.д.). На каждом луче мы будем отмечать координаты в соответствии с полученными новыми знаниями, на лучах -координаты или узелки -это ключевые слова или понятия которые помогут нам сделать правильные выводы.
В конце занятия вы оцените свою работу по шкале самооценки.
К.1.Знакомство с литературным произведением. (Смотрим на стрелку № 1).
Дадим определение. Что такое сказка.
Выводим определение. Рассказ - это произведение, в котором сообщаются подлинные, действительно бывшие события. Рассказ или повесть имеют одного автора, и менять что-либо в них строго запрещено.
Сказка - литературное произведение, где рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения.
Басня- стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце или в начале содержится краткое нравоучительное заключение — мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. Высмеиваются пороки людей.
Мы дали определение СКАЗКЕ.-точка на луче.
История. В дворянских семьях, к числу которых принадлежала и семья Пушкиных, было принято, чтобы за детьми ухаживала няня. Няня Александра Сергеевича Пушкина нянчила ещё его маму, и звали её Арина Родионовна. Простая русская женщина очень любила своих воспитанников,
и часто рассказывала им сказки или напевала песни.
Зажигает няня свечки,
Дети жмутся возле печки,
Сказок, обмирая, ждут.
По углам таится жуть –
Тёмны вечера на Святки,
Лишь у образов лампадки
Лик Господень освещают.
Няня сказку начинает:
Но больше всего любил слушать сказки маленький Саша.
Ухнул филин за окошком,
Под столом шмыгнула кошка.
Громко свиристит сверчок.
«Няня, расскажи ещё, -
Просит Саша. – Ради Бога!
Ты ведь сказок знаешь много».
«Расскажу, но вы в кроватки
Лягте…
Всю свою любовь Арина Родионовна отдавала детям, и маленький Саша ласково называл её мамушка. Это любовь останется в сердце поэта всю его жизнь. Няне он посветит множество стихотворений.
С детства полюбив сказки, Пушкин не разлюбит их и став взрослым. Пушкин в ссылке в селе Михайловском. С ним только няня и несколько слуг.
В годы Михайловской ссылки Пушкин записывает от Арины Родионовны несколько текстов. В одном из писем к брату (в ноябре 1824 года), сообщает, что слушает сказки няни. Пушкин делает конспективные записи семи сказочных сюжетов, передавая своеобразную художественную манеру рассказчицы. Первая из них известна в русском и западноевропейском фольклоре как «Сказка о чудесных детях и оклеветанной жене». «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая, что государство одним куском сукна оденет, третья, что с первого года родит 33 сына. Царь женился на меньшой, и с первой ночи она понесла. Царь уехал воевать. Мачеха его, завидуя своей невестке, решилась её погубить. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 мальчика, а 34 уродился чудом. Таково начало сказки, послужившей основой для написания «Сказки о царе Салтане». У Арины Родионовны было взято и оригинальное имя царя, но «Султан Султанович, турецкий государь», превратился в царя Салтана. У Пушкина чудеса творит царевна Лебедь, а у няни – сам царевич, «уродившийся чудом». В сказке Пушкина также выходят из моря «тридцать три богатыря» - и стерегущий их старик, названный здесь «дядькой Черномором»- всего 34, столько же сколько и детей рождённых у царевны.
Я-Скажите, легко читается и запоминается сказка? Да. Как вы думаете, легко автор писал эту сказку, добиваясь точности выражений, образов? На самом деле:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г. Итак, мы рассмотрели вторую координату.
Переходим к значению. Какое значение имеет созданная Пушкиным сказка?
Ответы детей: учит, воспитывает, заставляет размышлять...
К2.Переходим к следующему направлению: Жанры и типы сказок.
- Какие жанры сказок вы знаете?
- Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов.
- Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов.Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Какие типы сказок вы знаете?
-волшебная
-о животных
-бытовая.
Определим, к какому жанру относится сказка Пушкина?-литературная, определим тип- волшебная.
Вывод. Сказка о царе Салтане, написанная в стихах А. С. Пушкиным в 1831 г. оказывается имеет под собой русскую народную основу. Пушкин лишь оформил сюжет народной сказки в стихи.
К3.Переходим к следующему направлению: отличительные признаки волшебных сказок.Сказка это литературный жанр, имеет свои отличительные признаки. Давайте их уточним. Не зря говорят: «Ты еще в сказки веришь?» или «Ты сказки рассказываешь» - о каком признаке идет речь? (О том, что сказка сама по себе вымысел, там бывают чудеса, волшебство, превращения).
Назовите общие особенности волшебных сказок-
Есть присказка, зачин, концовка
Странствия, приключения героев
Сказочные помощники
Троекратные повторы
Есть волшебство
Ищут по учебнику и доказывают, подтверждая строчками из текста.
К4.Переходим к следующему направлению: связь с искусством
Говоря о волшебстве, чудесах описанных в сказке, давайте ещё раз послушаем, как описывает автор три чуда. Выразительное чтение наизусть.
Сказка настолько прекрасна, что запечатлела себя не только как литературное произведение.
Художники.Известны художники, которые писали картины и иллюстрации под впечатлением этого произведения.
М.А. Врубель «Царевна Лебедь» - образ Царевны Лебедь создан редкостным по красоте, истинно сказочными красками. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.
- А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке? (добро) В Третьяковской галерее картина Врубеля.
- А сейчас мы познакомимся с иллюстраторами .
И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор. В 1899 г. в Петербурге он увидел картину Васнецова «Богатыри», после этого он неожиданно проявил интерес к русским сказкам. Он начинает иллюстрировать сказки .Особого блеска и выдумки он достигает в своих иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина. Русский музей купил все иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
Мы тоже нарисовали иллюстрации к этой сказке, это наше виденье этого произведения.
Кино. Режиссер постановщик Александр Птушко в 1966 г. снял художественный фильм по сказке. Давайте посмотрим фрагмент. Что показал нам режиссёр в этом фрагменте?-три чуда.
Музыка. Николай Римский-Корсаков известный композитор написал оперу по мотивам «Сказки о царе Салтане» к 100-летию со дня рождения Пушкина. И вновь видим три чуда, изображенные при помощи музыки. Сейчас мы прослушаем три отрывка, попробуйте узнать, какому чуду можно соотнести каждый из них. Работаем на листочках.дети слушают фрагменты и определяют, какому из чудес подходит тот или иной фрагмент. Проверяют.
Сегодня каждый из перечисленных видов искусства является самостоятельным шедевром.
К5.Переходим к следующему направлению: Особенности языка
Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы ответите на вопрос:
Как вы считаете, почему так полюбилась всем «Сказка о царе Салтане»? В стихотворении вы найдёте подсказку.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
В сказки автор вложил душу, описывал природу, в них добро побеждает зло в них русский дух. Всё, что характеризует Русь.
Сейчас в сказке мы попробуем найти отрывки, которые подчеркивают Русские традиции, и доказать что особенности языка, которым написано произведение напрямую связано с русскими традициями.
Докажите, что здесь присутствуют фрагменты описывающие жизнь и быт русского народа, слова или обороты речи присущие русским людям. Какая команда ответит более полно.
3 девицы- число, встречающееся в русских сказках.
прясть- путём защипывания и вытягивания шерсти образовывать нить, из которой впоследствии можно изготовить ткань.
девица- русское обращение, к молодой незамужней привлекательной девушке
царица- жена царя, царствующая особа либо супруга царя
Крещеный мир-КРЕЩЁНЫЙ, -ая, -ое. Принявший обряд крещения, который был распространен на Руси
Пиры- распространённое на Руси торжество
Ткать полотно- изготавливать ткань на ткацком станке.
ребёнок-богатырь- характерный персонаж русских сказок.
Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
(Имена Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры.)
Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Здесь очень мало слов - все наперечет.
Но какими огромными кажутся нам из-за отсутствия подробностей и небо и море, занимающие в стихах по целой строчке.
И как не случайно то, что небо помещено в верхней строчке, а море - в нижней!
В этом пейзаже, нарисованном несколькими чертами, нет берегов, и море с одинокой бочкой кажется нам безбрежным и пустынным.
Правда, в том же "Салтане" есть и более подробное изображение морских волн, но и оно лаконично до предела, то есть точно в описании:
Пушкин и всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно.
Вы найдете у него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придает особую действенность стиху.
2 ученик. Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
"Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?" - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.- использование глаголов и существительных
Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов "поднялся", "уперся", "понатужился", "молвил", "вышиб" и "вышел"!
Радость действия, борьбы - вот что внушают читателю-ребенку эти шесть строк. И завершаются они победой: вышиб и вышел.
Сказки не были предназначены для детей. Но как соответствует их словесный строй требованиям читателя-ребенка, не останавливающегося на описаниях и подробностях и жадно воспринимающего в рассказе действие.
Как легко запоминается детьми это чудесное шестистишие из "Салтана" ("Сын на ножки поднялся"), похожее на "считалку" в детской игре. Оно и кончается, как считалка, словами: "вышел вон".
Все эти законченные части сказки представляют собою как бы звенья одной цепи, отдельные звезды, из которых состоит созвездие - сказка.
Но для того, чтобы получилось такое созвездие, каждая его составная часть должна быть звездой, должна светиться поэтическим блеском. В сказках Пушкина нет "мостов", то есть служебных строк, задача которых сводится к тому, чтобы пересказывать по обязанности сюжет, двигать действие. Ни в одной строчке поэту не изменяет вдохновение.
Пушкинский стих всегда работает и умеет передавать ритм движения, борьбы, труда.
Вот как на глазах у читателей мастерит себе лук и стрелу юный князь Гвидон:
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой легкой завострил
И пошел на край долины
У моря искать дичины-законченность частей
Пусть обратит он внимание на то, какими простыми средствами достигает поэт предельной изобразительности, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная.
Когда Гвидон превращается в комара, про него говорится в стихах так:
Полетел и запищал...
Или:
А комар-то злится, злится...
А когда он же превращается в шмеля, про него сказано:
Полетел и зажужжал...
И дальше:
Он над ней жужжит, кружится...
Я не думаю, что мы должны объяснять ребенку, какое значение имеют в этих стихах звуки "з" и "ж", характеризующие полет комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти "з", "ж", длинное, высокое "и" - в слове "злится" и низкое, гулкое "у" - в словах "кружится" и "жужжит".
Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ.
"Царь Салтан" кончается не моралью, а веселым пиром, как и многие народные сказки. Но на протяжении всей этой сказочной поэмы свет так явственно противопоставляется тьме, добро - злу и справедливость - несправедливости, что читатель всей душой участвует в заключительном пире, празднуя победу молодого, отважного и великодушного Гвидона над кознями врагов, над темным, душным запечным миром поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи.
Есть жизненная правда
Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
Шутки
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится, злится
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» - и тут же окривела.
К6 Переходим к следующему направлению: Герои сказки и их портреты
Перечислите героев сказки. Кого мы назовем главными героями сказки? Второстепенными? (стоящими на втором плане).Кто из героев играет в сказке положительную роль?(совершает добрые дела) Отрицательную?(обижает своими поступками) На какие группы их можно разделить? (положительные и отрицательные герои) Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки
На столе у вас конверты с характерами героя, вы должны правильно подобрать и доказать это отрывком из сказки.
Царевна Лебедь (гордость, женственность, отзывчивость, скромность)
Князь Гвидон (храбрость, выносливость, смелость, находчивость, благодарность)
Царь Салтан (щедрость, властность, слабохарактерность, легковерие)
Царица (верность, доброта, мягкость, выносливость, душевность)
Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадность, зависть, лживость, неблагодарность).
К7 Переходим к следующему направлению: поучительный смысл сказки
Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль- поучительный смысл
Какую мораль можно извлечь из сказки?
Всё тайное становится явным.
Долг платежом красен.
Сколько верёвочке не виться, а конец будет
Добро побеждает зло
Не рой другому яму-сам в неё попадёшь.
К 8.Переходим к следующему направлению: творческое дом.задание
Вы можете дом.задание сделать на выбор:
1)подготовить отрывок выразительного чтения;
2)выйчить отрывок наизусть;
3) составить кроссворд;
4)нарисовать рисунок.
Рефлексия. Есть такое выражение: У каждого возраста свой Пушкин. Как вы считаете-почему так говорят?
Для маленьких читателей - это сказки. Для десятилетних - "Руслан". В двенадцать - тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, "Полтава", "Медный всадник". В юношеские годы - "Онегин" и лирика.
- Оцените степень своего участия в группе, в уроке по шкале знаний.
К чему поэту пьедестал?
Не вечен камень пьедестала.
Суть в том, кем для России стал
Кудрявый правнук Ганнибала.
Вчитаемся в черновики
И письма перечтем, - и все же
Нас тайна пушкинской строки,
Как в детстве дразнит и тревожит.
Лишь он мог так шутить хитро,
Влюбляться озорно и нежно.
Так лишь его могло перо
Грустить светло и безнадежно.
И на вопрос: «Кто наш поэт? »-
В строенье ль каменном, в избушке
Один у русского ответ-
Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин! »
Итог урока. Что нового вы сегодня узнали? Закрепление материала по определениям логико-смысловой модели.
А сам поэт восклицал:“Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма” .
А. С. Пушкин
|
Категория: Методические разработки | Добавил: laristolbova (31.01.2017)
|
Просмотров: 5076
|
|
|